Физический факультет НГУ

LoginRegister
 ФФ » Подразделения » Интервью с деканом

Физический факультет НГУ - Интервью с деканом

Декан Физического факультета НГУ: Мы учим производить новые знания

Физический факультет чуть-чуть младше самого университета. За эти годы он подготовил более семи тысяч выпускников, многие из которых стали ведущими учеными в России и за рубежом. Декан факультета Александр Евгеньевич Бондарь отмечает у наших физиков развитую способность заниматься самостоятельными исследованиями как в фундаментальной, так и в прикладной науках. В то же время выпускники Физического факультета НГУ находят себя в самых, казалось бы, неожиданных сферах деятельности.

Александр Евгеньевич Бондарь – кандидат физико-математических наук с 1994 года (тема диссертации «Системы регистрации рассеянных электронов детекторов МД-1 и КЕДР»), доктор физико-математических наук с 2003 года (тема диссертации: «Изучение нарушения СР четности в распадах В мезонов в эксперименте Belle» (2003), член-корреспондент РАН), профессор кафедры физики элементарных частиц физического факультета с 2007 года, декан физического факультета с 2010 года. Специалист в области физики высоких энергий и элементарных частиц. Его научный авторитет общепризнан не только в российских, но и во многих зарубежных центрах, работающих в этой области.


– Физический факультет появился в университете одним из первых. Какова его главная цель и в чем отличие от других факультетов сегодня?

– Мы находимся в Академгородке – центре фундаментальной науки. Здесь расположено больше 30 исследовательских институтов, и задача всей системы образования весьма специфична. Основная цель факультета – подготовка специалистов высочайшей квалификации. Это люди, которые в своей жизни в основном будут заниматься фундаментальными научными исследованиями.

Это довольно редкая, уникальная ситуация. В мире таких примеров не так уж много. В основном это большие университеты в Европе и Америке. Исторически так сложилось, что мобильность научных кадров у нас очень ограничена. Возможности пригласить к нам для научной работы выпускника Гарварда или Стэндфордского университета нет. Точнее сказать, пригласить то можно, но не многие захотят поехать жить и работать в Сибирь. Необходимо самим готовить научную смену для исследовательских лабораторий институтов в Академгородке и Сибирском регионе в целом.


– Как готовить, например, инженеров – понятно: эти специалисты придерживаются проверенных технических решений. А как научить человека производить новые знания?

– Никакого рецепта того, как научить молодых людей проводить научное исследование, нет. Вряд ли можно придумать такой учебник, по которому можно было бы научиться этому. Неотъемлемый элемент обучения на ФФ – научно-исследовательская работа в сложившейся группе или под руководством состоявшегося исследователя – научного руководителя. Только занимаясь практически реальной исследовательской работой, можно постепенно получить те необходимые знания и умения, которые в дальнейшем позволят вести эту работу самостоятельно. А, значит, ставить перед собой научную задачу, предлагать пути ее решения, а дальше критически оценивать результаты, полученные на этом пути.

Для самостоятельной научной работы необходимо иметь и серьезную базовую подготовку. Система, которую мы используем, предполагает, что базовое знание у нас на факультете дают именно те люди, которые сегодня самым активным образом вовлечены в исследовательскую работу. Они обладают колоссальным преимуществом, поскольку в повседневной практике используют свои знания.


– Как бы Вы сформулировали основные качества, объединяющие выпускников физического факультета?

– Ключевые качества, характеризующее всех наших выпускников, – умение применять полученные знания, самостоятельно обучаться, постоянно совершенствоваться. Современная наука развивается стремительно. Сегодня перед молодым поколением исследователей стоят одни научные задачи, а завтра они могут кардинальным образом измениться. Как в таких непростых условиях сохранить квалификацию, научиться чему-то, что позволит в дальнейшем вести актуальные исследования – проблема, которую мы решаем, строя систему образования на ФФ.

Разумеется, такие универсальные качества дают возможность проявить себя не только в науке, но и в других областях человеческой деятельности, включая, конечно, наукоемкие технологии, наукоемкий бизнес.


– Какие вопросы стоят на повестке дня физического факультета? Решением каких проблем вы сейчас занимаетесь?

– Острой проблемой стало снижение уровня подготовки по физике в школе. Факультет старается помочь в обучении своих будущих студентов, увлечь школьников физикой и наукой в целом. Второе – мы стараемся оптимизировать учебную программу с учетом меняющегося уровня подготовки школьников. Третье – это перестройка системы проведения исследовательской работы в университете и на факультете, связанной с программой повышения конкурентоспособности университета на международном рынке образования.

Сейчас создаются новые совместные лаборатории с институтами СО РАН, по направлениям исследований, которых раньше не было в Академгородке. Например, лаборатория для исследования темной материи, темной энергии, антиматерии и подготовки специалистов по астрофизике и космологии. Это активно развивающаяся область науки, которая по историческим причинам не была представлена здесь. Надеюсь, это и другие направления будут развиваться, не только давать научные результаты, но и поддерживать учебный процесс.


– У факультета очень развиты международные связи. Расскажите о вкладе, который внесли выпускники физического факультета и сотрудники Института ядерной физики в исследования по обнаружению бозона Хиггса?

– Группы исследователей из Института ядерной физики внесли солидный вклад как в создание собственно Большого Адронного Коллайдера (БАК), так и отдельных детекторов и в проведение экспериментов с последующим получением результатов. В институте, например, были изготовлены магниты и вакуумные системы для транспортировки пучков частиц из промежуточного ускорителя в БАК. Это около двух километров сложных инженерных систем. Кроме того, в ИЯФе была полностью разработана, изготовлена и поставлена в Европейский центр ядерных исследований сложная установка для электронного охлаждения ионных пучков. Она необходима для экспериментов по столкновению в БАКе тяжелых ионов, например, таких, как золото и уран. Об этом можно говорить бесконечно.

Сейчас Большой Адронный Коллайдер остановлен на реконструкцию. Ведется анализ экспериментальных результатов, в котором участвуют и наши физики. Идет подготовка к улучшению параметров этой установки в будущем. Большая группа инженеров и физиков из ИЯФа работает над созданием нового линейного ускорителя для приготовления интенсивных пучков протонов и ионов для улучшения светимости этой установки. Также готовится программа по модернизации детекторов.


– Участвуют ли физики новосибирского Академгородка в каких-либо еще исследованиях, сопоставимых по масштабу и значимости с теми, что осуществляет ЦЕРН?

– Да, различных планов и проектов, в которых участвуют наши физики, довольно много. Есть, например, проект модифицированной супер-b-фабрики в Японии, предназначенной для исследования свойств «прелестных» мезонов (мезонов, содержащих b-кварк). Установка сейчас создается международной коллаборацией с участием физиков из ИЯФ и НГУ, а сами эксперименты начнутся в 2016-м году.


– В одном из интервью Вы отметили, что в обществе не хватает понимания, для чего нужна фундаментальная наука. Какой ответ на этот вопрос даете Вы?

– Фундаментальная наука – это стержень и основа любого научно-технического прогресса. Развитие цивилизации характеризуется гибкостью, способностью улавливать эти основные направления и в результате использовать научные достижения для преобразования, улучшения условий человеческой жизни. Посмотрите: все, что нас сейчас окружает, есть продукт фундаментальной науки. Обывателю, который не задумывается над этим вопросом, трудно уловить, для чего наука нужна. У него возникает ощущение, что все это уже было. Общество, в котором фундаментальные научные исследования не будут поддерживаться, потеряет конкурентоспособность и со временем окажется на обочине истории. За последние сто лет технологический уклад и человеческий быт изменился кардинальным образом именно потому, что развивалась фундаментальная наука.


– Почему Вы в свое время выбрали обучение именно на физическом факультете НГУ?

– Некий внутренний интерес к науке я ощутил в возрасте приблизительно одиннадцати-двенадцати лет. И исключительно по собственному желанию решил пойти учиться в физико-математическую школу, которая была образована у нас в Челябинске. Эта школа №31 до сих пор известна в нашем городе. Приехав в Новосибирск, я еще колебался между математикой и физикой. Друзья из числа абитуриентов и студентов посоветовали пробовать поступать на физфак, поскольку вступительные экзамены туда считались более трудными. Это оказалось решающим фактором. Я поступил и по мере того, как учился физике, мне становилось всё интереснее и интереснее. Она интересна мне и сегодня.

Копирайт

Материалы портала предназначены исключительно для личного использования без права передачи третьим лицам. Подготовлены для сервера Физического факультета НГУ. Запрещается размещать, передавать, копировать, перетранслировать на любых других серверах, кроме сервера Физического факультета НГУ.

Login

Register

*
*
*
*
*

* Field is required